Бетанкур Августин Августинович

1758-1824
Испанский гений на русской службе
"Ваше Величество, я хочу служить России"
Эти слова 53-летний испанский инженер произнес в 1808 году, вручая Александру I проект первого в России военно-инженерного училища. Так начался русский период жизни человека, который:

  • Построил первый постоянный мост через Неву
  • Создал экспедицию заготовления государственных бумаг (ныне Гознак)
  • Разработал систему водоснабжения Москвы
  • Основал Институт Корпуса инженеров путей сообщения
Но как уроженец Канарских островов стал "русским Леонардо"? Давайте проследим его удивительный путь.
Испанский период: от Тенерифе до Мадрида (1758-1808)
Рождение на краю земли
"Я родился 1 февраля 1758 года в порту Санта-Крус-де-Тенериффа, где океан бьется о черные вулканические скалы", — писал Бетанкур в мемуарах. Сын состоятельного коммерсанта, он с детства, конструировал механические игрушки, проводил опыты с электричеством и изучал корабельную механику в порту.

Парижская школа (1781-1784)
"Во Франции я понял: инженер — это художник, рисующий будущее металлом и камнем", — вспоминал он годы учебы в знаменитой Школе мостов и дорог. Здесь он создал:
  • Теодолит новой системы (принят на вооружение французской армией)
  • Проект металлического моста через Сену (опередивший эпоху на 50 лет)

Испанская карьера
Вернувшись в Испанию, Бетанкур:
  • Построил первый в стране оптический телеграф Мадрид-Кадис (1798)
  • Организовал Корпус инженеров дорог и каналов
  • Изобрел машину для очистки хлопка (1800)
Но после наполеоновского вторжения в 1808 году он сделал выбор: "Моя совесть не позволяет служить узурпаторам".
Русский период: великие стройки империи (1808-1824)
"Ваше Величество, дайте мне 300 тысяч рублей и 5 лет"
С этим предложением Бетанкур обратился к Александру I в 1809 году, представляя проект Института Корпуса инженеров путей сообщения. Император ответил: "Делайте. Денег дам втрое больше".
Результат за 10 лет:
  • Подготовлено 287 инженеров
  • Построено 2 500 верст шоссейных дорог
  • Создана система речных каналов

Мост, который не могли построить 50 лет
"Неву можно перекрыть одной аркой", — заявил Бетанкур в 1813 году, представляя проект Благовещенского моста. Скептики смеялись: "Испанец с горячей кровью не знает наших морозов!"

Технологические прорывы:
  • Впервые применены полые чугунные блоки
  • Разработана система ледорезов
  • Использованы паровые копры для забивки свай
Мост открылся в 1843 году и простоял до 2006 года без капитального ремонта!

Машины для русских денег
"Фальшивомонетчики гуляют по всей России!" — докладывал Бетанкур в 1816 году.

Его решение:
  1. Создал Экспедицию заготовления государственных бумаг (ныне Гознак)
  2. Разработал:
  • Бумагоделательные машины с водяными знаками
  • Гравировальные станки новой системы
  • Прессы для печати ассигнаций
До революции здесь печатали 100% российских денег.
Личная драма: почему гений умер в опале?
Конфликт с Аракчеевым
"Ваше сиятельство, ваши солдаты разрушают мои мосты!" — это письмо 1822 года графу Аракчееву стало роковым. Всесильный временщик добился:
  • Сокращения финансирования проектов
  • Отстранения Бетанкура от руководства Институтом
  • Запрета на новые изобретения

Последний проект
Даже больной (у него развивалась водянка), Бетанкур в 1824 году закончил чертежи Московского водопровода. Но увидеть реализацию не успел...

Загадочная смерть
14 июля 1824 года он умер в своей петербургской квартире на Английской набережной. Вскрытие не проводилось, что породило слухи об отравлении. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Наследие: что работает до сих пор?
Институт путей сообщения
Ныне Петербургский государственный университет путей сообщения — старейший транспортный вуз страны.

Гознак
Сегодня здесь печатают не только деньги, но и паспорта, визы и акцизные марки

Водопроводные системы
Разработанные Бетанкуром принципы используются в Мытищинском водопроводе (Москва) и Таицком водоводе (Царское Село)

Заключение: испанец, ставший русским гением
"Россия стала мне второй родиной, — писал Бетанкур за год до смерти. — Здесь мои мосты, мои ученики, мое будущее".
Его история — пример того, как:
  • Талант ломает национальные границы
  • Инженерное искусство меняет страну
  • Бюрократия может погубить даже гения
Сегодня имя Бетанкура носят:
  • Улицы в Мадриде и Санкт-Петербурге
  • Кратер на Луне
  • Премия в области транспортного строительства
"Настоящие памятники — не статуи, а дела", — говорил он. Его памятники стоят до сих пор.